Тревога мамы первоклассника, и как я с ней справляюсь.

10.09.2018

Неделю назад мой сын пошел в первый класс. Беспокойство возникло уже за несколько месяцев, сначала эпизодически, при упоминании о школе, необходимости оформления документов и т.д. Но постепенно оно оформилось в стойкую тревогу, и я поняла, что пора с ней разобраться.

 

Фото - с сайта eksmo.ru

Я вообще предпочитаю беспокойство не глушить и не пытаться от него отвлечься. Для меня тревога – это всегда полезный сигнал, и лучший способ реагировать – «посмотреть ей в лицо и спросить, о чем она». А дальше уже действовать, в зависимости от ответа. Хочу поделиться с вами пошаговой схемой работы с тревогой, которая помогает мне и, возможно, поможет вам (100% работающих психотерапевтических методик, увы, нет).

Суть в том, чтобы разложить свое беспокойство на составляющие (темы) и по каждой из них решить, что делать/не делать. Для этого надо выделить время, вооружиться письменными принадлежностями (при самостоятельной работе очень важно все записывать, так как наша психика «любит» фильтровать информацию, и многие решения просто «теряются»).

Итак, мои «темы для беспокойства»:

1 – так называемая «сепарационная тревога». Она возникает у каждой матери в моменты, когда повышается уровень самостоятельности ребенка, усиливается его отделение (ведь, по сути, что такое материнство? - это постепенное «отпускание» ребенка, которое начинается с момента родов).  Так вот, сепарационная тревога (обычно в легкой форме) начинается в тот момент, когда ребенок начинает ходить и достигает своего апогея к началу самостоятельной жизни (например, при поступлении в вуз).

В моем случае она проявилась буквально на физическом уровне, и сопровождалась мыслями «ну куда ему еще, он же такой маленький» (тем более, сыну только шесть, если бы мы сейчас находились в России, то еще год он ходил бы в сад). Кстати, про адаптацию к саду (в первую очередь, для мам) я писала здесь

Что с ней делать? Думаю, ничего с ней делать не нужно. Она так же естественна, как определенный уровень боли в критические дни.  Другое дело, если ее уровень  зашкаливает и приводит к нарушениям здоровья матери (от депрессии до психосоматики) и манипуляциям в отношении ребенка («не становись самостоятельным, чтобы не волновать маму»). Тогда да, речь идет о необходимости психотерапии.

В моем случае уровень можно назвать нормальным (по крайней мере, на данном этапе :-)). Так что ее откладываем в сторону, маркируем – «да, не совсем приятно, но нормально».

А вот следующие три темы, как оказалось,  как раз можно и нужно проработать.

Схема такая:  что именно беспокоит? – каких последствий боишься? – что можно сделать? – делаем.

2 – тема безопасности ребенка.  В детском саду дети находятся под постоянным контролем, в том числе территориально. В школе, по моим представлениям, они могут свободно передвигаться, контактировать с чужими людьми. Я опасалась, что сын окажется не в школе, и что ему кто-то навредит. Что я могу сделать в связи с этим? Я прописала (и сделала)  три пункта:

- уточнила в школе все эти вопросы, и оказалось, что уровень безопасности для первого класса достаточно хороший, дети не разгуливают вне школы, и чужим туда тоже нелегко попасть;

- купила «умные часы», которые позволяют отслеживать местонахождение ребенка, и дают возможность сделать экстренный звонок;

- вместе с мужем и ребенком еще раз обсудили правила поведения с  чужими, и при агрессии со стороны других детей. Проговорили, что нужно делать, получили обратную связь, что сын понял.

Вообще думать на тему безопасности ребенка нужно осторожно. Это одна из самых «ядовитых» тем для размышлений, потому что, чем дальше в ней  заходишь, тем хуже себя чувствуешь. А однозначных ответов и, тем более, гарантий никто не даст.  Но мне стало легче после конкретных действий.

2 – тема «как он будет справляться с нагрузкой, в том числе эмоциональной». Чего я боялась? Того, что он будет страдать, ему будет тяжело, в результате он будет отрицательно настроен к школе. Мои шаги по этому поводу:

- напомнила себе, что определенное количество трудностей ребенку нужно (как и ситуации неудач), потому что только так формируется его стрессоустойчивость. И что в какой-то момент он совершенно точно не захочет идти в школу, и уже тогда нам придется что-то придумывать по этому поводу.

- поговорила с ребенком о том, что отметки для нас сейчас неважны, гораздо более ценно, чтобы ему было интересно, и он разобрался в том, что вообще происходит (в нашем случае он еще и плохо знает язык, на котором ведется преподавание).

- что касается каких-то более серьезных трудностей – то тут я склонна ориентироваться на идею «будем решать проблемы по мере их поступления» (контакты детского психолога всегда "под рукой").

3 – тема «как школа усложнит МОЮ жизнь».  Это про то, что вставать придется раньше (в нашем случае занятия с 8.00), время пребывания в школе гораздо меньше, чем в саду (и с этим надо что-то делать, так как я много работаю и не могу сидеть с ним днем), что у меня появятся новые обязанности (в плане уроков, взаимодействия со школой и т.д.).  Что я придумала:

- с ранними подъемами пришлось смириться (если не меняем ситуацию, меняем отношение к ней). Чтобы «смирение» прошло легче, балую себя по утрам чем-то особенно вкусным, и, по-возможности, отвозим  с мужем ребенка по очереди.

- с пребыванием ребенка после школы пришлось "включить" креативность + ощущение безвыходности, в результате договорилась с нашим детским садом, и вторую половину дня он проводит там. Пришлось, конечно, прийти к соглашению (другие-то дети в сад не возвращаются), в результате сын считает себя «помощником воспитателя» :-).

- что касается уроков и другой нагрузки – пока ничего этого нет, так что здесь тоже буду «решать по мере поступления проблем».

В общем и целом на такой анализ у меня ушел час. Но, думаю, нервных клеток я сэкономила немало (по крайней мере, на данный момент чувствую себя спокойно). Думаю, будущее выглядит гораздо менее пугающим, если хотя бы в какой-то мере "разложено по полочкам".

Предлагаю и вам попробовать эту схему, если же тревога останется – ее довольно быстро можно проработать на консультациях, обращайтесь.

Берегите себя!

Анна Кузнецова