Психологическое консультирование онлайн: FAQ

16.01.2017

В этой статье я отвечаю на десять самых распространенных вопросов про онлайн терапию: от эффективности до выбора специалиста.

Обращение к психологу онлайн перестает быть чем-то экзотическим или вынужденным. Развиваются технологии общения в Сети – и параллельно с ними появляются возможности использования всех этих технологий для психологической помощи. Если еще лет пять назад потенциальный клиент, встретив предложение о консультации онлайн, скорее засомневался бы, то теперь – просто уточняет нюансы. О них я и хочу написать в  этой статье — отвечая на наиболее часто встречающиеся вопросы.  В своих ответах я опираюсь на данные исследований, свой опыт и опыт коллег, практикующих онлайн.

 1. Эффективна ли психологическая помощь онлайн?

Да, онлайн-помощь психолога эффективна.  Об этом свидетельствуют и научные исследования, и многочисленные частные случаи, описанные практиками. Исследования проводились очень разносторонние, это и оценка результатов онлайн-терапии, и сравнение ее с классическими вариантами помощи. При этом, рассматривался достаточно большой спектр проблем и заболеваний (от тревожных состояний и расстройств питания до семейных конфликтов). Подробные результаты этих исследований находятся в свободном доступе в Интернете (например, на ресурсе pubmed.gov). Если кратко – 90% обращавшихся за помощью посредством интернета считают, что им это помогло.  Отдельные исследования для сравнения эффектов очной и онлайн работы показали, что они находятся на одном уровне. Можно также говорить и об успешном применении при консультировании в сети различных методов: от когнитивно-поведенческой и гештальт-терапии до психоанализа. По всей видимости, вопрос не в том, какой метод лучше работает онлайн, а в том, может ли специалист адаптировать свои профессиональные навыки к такому формату работы.

 2. С какими проблемами имеет смысл обращаться к психологу онлайн, а с какими не стоит?

На данный момент, строго говоря, противопоказанием к терапии онлайн является то же, что и к психотерапии в общем – а именно, наличие состояния, требующего другой, неотложной помощи (психоза или крайне тяжелого соматического состояния). Онлайн-терапия востребована при панических и других тревожных расстройствах, депрессии, семейных проблемах, сексуальных нарушениях, психосоматических заболеваниях, а также при широком круге психологических проблем (неуверенности в себе, трудностях в общении и т.д.). В частности, в моей онлайн практике преобладают обращения по поводу тревожных состояний, депрессии и психосоматических проблем.

 3. Онлайн помощь — это только консультации по Skype, или существуют другие варианты?

На данный момент возможны несколько вариантов. Я пишу про «данный момент», так как новые технологии обещают нам (специалистам в области психического здоровья) совершенного удивительные возможности в будущем – например, применение виртуальной реальности и специализированных приложений в интернет-психотерапии. Итак, варианты работы на сегодняшний день:

  • режим видео-консультации (с помощью Skype, Viber, Messenger, Oovoo и др. программ). Консультации психолога по Skype — это наиболее приближенный к традиционному варианту способ работы, так как сохраняется режим face-to-face. Однако он более требователен к качеству связи (хотя с развитием сетей этот нюанс все менее важен).
  • голосовая консультация (с помощью любых программ, позволяющих совершать звонки). В моей практике такой вариант используется, как правило, в трех случаях – неустойчивый интернет (например, в дороге), предпочтение клиента не показывать свою внешность или техническая невозможность использовать камеру. По моим наблюдениям, эффективность такого способа работы не уступает видеоформату, при условии, что клиент способен достаточно четко выражать свои мысли и воспринимать информацию «на слух» (с преобладающей аудиальной системой восприятия).
  • переписка в чате в режиме реального времени (так называемая, синхронная переписка) – обычно осуществляется в программах мгновенного обмена текстовыми сообщениями (Skype, Viber и др.) или социальных сетях. В моей практике этот формат востребован клиентами, которые не могут уединиться полностью на достаточное время (молодые мамы; люди, работающие вахтовым методом и т.д.), а также теми, кто имеет медленный интернет. Так как часть времени консультации тратится на набор текста, эта проблема, как правило, решается удлинением времени сеанса (я выделяю на чат-консультацию 90 минут, вместо обычных 60).
  • асинхронная переписка – в чате или с помощью электронных писем.

Терапия по переписке (скриботерапия) – вообще самый первый вариант дистанционной психологической помощи. Существует уже более 100 лет (если считать датой его возникновения публикацию психотерапевтических писем  Г. Оппенгейма в 1908 г.). До появления специальных программ для общения в сети он оставался одним из ведущих (наряду с телефонным консультированием). Асинхронная переписка (в чате или по электронной почте) удобна для тех, кто не может выделить достаточного времени для сеанса или в целом предпочитает письменное общение. Как правило, она содержит вопрос клиента, ответ и  рекомендации психолога.

В дополнение к каждой их вышеприведенных форм работа в сети дает возможность: применять систему домашних заданий (например, с помощью сервисов типа «личного кабинета»); использовать психологическое тестирование онлайн;  ориентировать клиента на самостоятельные поиски/получение информации на специализированных ресурсах.

 4. Работают ли психологи онлайн с семейными парами или группами?

Консультирование пары в интернете, безусловно, сложнее, чем работа с одним клиентом, однако, и это сейчас вполне возможно и эффективно. Уже достаточно подобной практики, что позволило скорректировать приемы и методы работы  под этот формат. В основном, консультация проходит в видео формате посредством Skype или аналогичных программ. Групповая работа более распространена. Используются вебинары, онлайн-курсы, закрытые группы в социальных сетях с возможностью групповых дискуссий на «стене» группы. Все больше систем дают возможность использовать режим видео-конференции в группе (например, Google Hangouts, Skype, ooVoo).

 5. Что нужно уметь, чтобы работать с психологом дистанционно?

Вопреки распространенному мнению, воспользоваться web-терапией может любой, даже не самый активный пользователь Сети. В моей практике, например, были случаи, когда клиентом становился человек, вообще не знакомый с  интернетом (в этом случае либо помогали близкие, либо сам клиент связывался со мной просто по телефону).

Единственное требование в случае онлайн-терапии – это наличие интернета, нужных программ и минимальные навыки их использования. Например, для работы в текстовом формате – способность достаточно быстро печатать.

 6. Какой специалист может консультировать онлайн?

Реальная жизнь показывает, что не каждый специалист, успешный в очной работе, так же успешен при работе в Сети. На данный момент, нет профессиональных стандартов для работы онлайн-консультантом. Существуют модели требований к практическим навыкам и качествам психолога, работающего с клиентами с помощью интернета, подробнее о них можно прочесть в работах В.Ю.Меновщикова (Президента Федерации Психологов-Консультантов Онлайн).

На мой взгляд, для эффективной работы онлайн, наиболее значимы:

— большой опыт личного и профессионального общения в сети;

— опыт прохождения личной терапии в онлайн-формате (хотя бы в режиме отдельных консультаций);

— способность в равной степени эффективно воспринимать зрительную и слуховую информацию;

— очень хорошие пользовательские навыки, понимание нюансов работы программ (настройки и т.д.), быстрая машинопись, анализ текста и т.д.;

И, разумеется, вера в возможность и эффективность терапии онлайн.

 7. Как происходит оплата услуг психолога онлайн?

Оплата за консультацию при работе онлайн производится до сеанса, на данный момент это единственный способ гарантировать профессионалу, что он получит вознаграждение за свою работу.  Здесь может возникнуть вопрос, а гарантирует ли оплата то, что консультация состоится? Если вы выбрали адекватного специалиста (об этом ниже), то он не станет рисковать своей репутацией и обманывать клиентов.

Стоимость консультации психолога онлайн, как обычно, оговаривается заранее. В профессиональной среде до сих пор существует несколько мнений — должна ли онлайн консультация стоить меньше, чем очная? Часть моих коллег считают, что это оправдано, за счет снижения расходов на аренду офиса, дорогу. Другая часть (и я в том числе) – что консультация онлайн имеет ряд особенностей, из-за которых не может стоить дешевле, чем очная – более высокий уровень психического напряжения со стороны терапевта (чтобы получить максимум информации по возможным на данный момент каналам и быть готовым к техническим неожиданностям), необходимость контакта с компьютером. В плане же подготовки к консультации и анализа домашних заданий клиента очная и онлайн работа сопоставимы. Оплата, как правило, производится переводом на банковский счет, банковскую карту, счет в системе paypal, webmoney и др.

 8. Что, если работа в онлайн формате не понравилась?

Разумеется, при работе онлайн есть риск, что сам формат дистанционного общения «не подойдет».

Для решения этой проблемы существует два варианта: демо-консультации (короткие предварительные консультации, после которой клиент может договориться о полноценной консультации) или система «времени для принятия окончательного решения» (которую применяю, например, я) – когда при первой (уже оплаченной) консультации у клиента есть 30 минут, чтобы определиться, подходит такой вариант работы. Если нет, оплата ему возвращается, полностью.

 9. Что, если во время консультации возникают технические проблемы?

Конечно, онлайн терапия зависима от качества интернета и работы техники. Чтобы подстраховаться, обычно проговариваются дополнительные каналы связи (например, если возникает проблема с компьютером, используется смартфон; если связь ухудшилась и видео-формат невозможен, консультацию все-таки завершаем с помощью переписки в чате или голосового звонка). Естественно, сбои связи во время консультации компенсируются дополнительным временем.

 10. Сейчас в сети огромное количество специалистов, предлагающих помощь онлайн, как выбрать?

Специалист, позиционирующий себя как онлайн-консультант, как правило, активно в Сети «представлен». Это и публикации на профессиональных порталах, и общение на специализированных форумах, и страницы в различных соцсетях и т.п. Воспользуйтесь поисковиком, чтобы увидеть публикации и интервью специалиста. Обратите внимание на базовое образование (не просто строчку в рекламном объявлении, а именно фото дипломов, и ВУЗ, который их выдал). То же самое с сертификатами. Любой уважающий себя специалист представляет в открытом доступе эту информацию. Следующий шаг – познакомьтесь с его опытом работы, эту информацию можно получить из опубликованного резюме или запросить. А вот как относится к отзывам незнакомых людей о работе с конкретным специалистом решать лично вам, но не стоит забывать о распространенных в Интернете поддельных отзывах.

Берегите себя!