Мифы о первой консультации

16.12.2016

Обращение к психологу – шаг непростой, и крайне важно иметь реалистичное представление о первой консультации. Я выделила три основных мифа на эту тему, и в этой короткой статье попытаюсь их развенчать.

Миф 1. К первой консультации нужно готовиться.

Реальность: на первую встречу с психологом совершенно необязательно приходить с четкой формулировкой своей проблемы. Как бы вы о ней не рассказали (спонтанно, сбивчиво, абстрактно), специалист все равно задаст дополнительные вопросы для прояснения и формирования какой-то структуры.  Единственное,  что действительно важно «принести с собой» — готовность разговаривать.  Неплохо также сформулировать, чего именно вы хотите от работы с психологом. Но, если пока не получилось, на консультации мы в любом случае к этому придем.

Миф 2. Одна консультация НЕ поможет.

Реальность: в начале профессиональной деятельности (в 2002 г.) я часто сталкивалась с верой в возможность быстрого решения любой проблемы, многие клиенты приходили за «волшебной таблеткой» или спасительным советом. Сейчас же очень распространено представление, что терапия обязательно должна быть длительной (что отпугивает людей, которые не имеют ресурсов на долгосрочную работу). В реальности все зависит от масштаба проблемы, запроса и степени готовности клиента. Поясню.  Например, проблема выбора при принятии решения (не глобального уровня) вполне решаема за одну консультацию. Запрос может быть «информационным» — получить психологическое объяснение ситуации, сформировать для себя «картину проблемы». К психологу может привести и желание выговориться, особенно если в социальном окружении озвучить проблему нельзя. А еще — есть люди, которые приходят настолько «созревшими» для решения проблемы, что первая консультация просто играет роль последней и достаточной капли.

Миф 3. Если во время первой консультации «не сложилось», то деньги потрачены впустую.

Реальность: вы можете принять решение не продолжать работу по разным причинам. Не получилось доверительного контакта с терапевтом или вас не устроило его видение дальнейшей работы. Но это не означает бессмысленности обращения. Во-первых, само «проговаривание» своего беспокойства часто запускает процессы, помогающие увидеть варианты решения проблемы. Во-вторых, многие специалисты (и я в том числе), даже если дальнейшая работа не планируется, дают клиенту рекомендации по итогам разговора. Это может быть полезная литература, техники самопомощи, рекомендация для обращения к другому специалисту.

Берегите себя!

Анна Кузнецова