Что посмотреть с ребенком или развлечение с воспитанием

28.07.2017

Я периодически рекомендую своим клиентами фильмы для просмотра в разных жизненных ситуациях, и хочу поделиться списком тех, которые, на мой взгляд, особенно полезны для просмотра вместе с ребенком. Полезны в плане построения внутреннего мира ребенка, его мировоззрения, а также стрессоустойчивости.

 

Итак, рекомендация №1.

«Головоломка», мультфильм, 2015 г.

https://www.kinopoisk.ru/film/645118/

История про обычную девочку, и эмоции, которые живут в ее сознании: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Все хорошо и дружно. Но жизненная ситуация меняется, эмоции перестают ладить и начинается такое… в общем, посмотреть стоит :-).

Что даст просмотр ребенку? Понимание (причем очень конкретное) того, как работает наша психика, откуда берутся желания и настроения. Почему иногда ничего не хочется, или хочется только грустить или вредничать, а также как это происходит у других людей (в том числе, у родителей). И (что очень важно!) как можно своими эмоциями управлять, создавать себе хорошее настроение.

Что даст просмотр родителям? Многим взрослым тоже не помешает научиться осознавать, что происходит у них в голове, и как они создают себе те или иные эмоции. В общем, ликбез :-).

Что делать после просмотра? Замечать и обсуждать как можно больше примеров из реальной жизни, особенно жизни семьи и школы. Ребенок печалится – «Эй, похоже, у нас Печаль у руля? Срочно нужно светлое воспоминании. Какое возьмем?». Или, если ребенок чего-то боится: «Так, а что говорит твой Страх? А давай его развеселим?».

 

Рекомендация № 2.

Что определяет успешность человека при столкновении с трудностями? Внешние ресурсы — это, конечно, замечательно, но на них рассчитывать неразумно. А вот способность видеть разные стороны ситуации – это отличный способ быть устойчивее к стрессам. Дети формируют свои стратегии реагирования на трудные ситуации в первую очередь в семье, на примере родителей.

Однако далеко не все родители умеют мыслить не только негативно, но и позитивно. Тема позитивного мышления в последнее время, конечно, слегка поднадоела, и тотально позитивное восприятие действительности, конечно, невозможно (а если и возможно, то нездорово). Так что задача следующего фильма — скорее «посеять зерна» разностороннего и гибкого мышления.

«Полианна», художественный фильм, 2003 г.

https://www.kinopoisk.ru/film/332348/

Описание с сайта kinopoisk: «После смерти родителей 11-летнюю девочку Полианну забрала к себе ее тетя Полли, известная своим суровым характером. Из атмосферы родительской любви Поллианна переселилась в мир строгих правил и запретов. Но она не сдавалась! Отец научил девочку простой и забавной игре — уметь радоваться жизни при любых обстоятельствах. 

Всегда веселая Поллианна раздражала своим оптимизмом не только свою тетю, но и других жителей унылого городка, которые считали, что им нечему радоваться. Вскоре все они познакомились с необычной игрой Поллианны и их жизнь стала меняться! Но однажды с Поллианной случилось несчастье, казалось не оставляющее надежды на лучшее… Сможет ли она преодолеть навалившуюся беду и сохранить радость в своем сердце?

Что даст просмотр ребенку? Конкретные примеры того, что даже в сложных (и откровенно неприятных для ребенка) ситуациях можно реагировать не как обычно (не хочу, не буду, как это плохо и т.д.), а по-другому. И как в этом случае меняется твоя собственная жизнь и жизнь окружающих. А еще этот фильм хорошо иллюстрирует то, как мы, взрослые, сами загоняем себя в ловушки несчастья. Дополнительный плюс — в фильме есть яркий пример того, как плохое настроение влияет на здоровье, так что это еще и «введение в психосоматику» :-).

Что даст просмотр родителям? Возможность вспомнить себя ребенком, когда ты еще не впихнул свое мышление в клетку привычек и норм (одна из которых, например, «если условия плохие, нужно порасстраиваться»). «Введение в психосоматику» тоже будет полезно. Кроме того, фильм очень красивый, и эстетическое удовольствие обеспечено :-).

Что делать после просмотра? Тренировать новый навык - искать и находить разные стороны ситуации. Берем любую дискомфортную ситуацию и ищем, в чем ее положительные стороны и чему она учит.  «Плохая оценка? Это хорошо, потому что…мы теперь знаем, что материал непонятен или этот способ учить не подходит. Давай найдем другой, необычный». Будет неплохо, если это станет семейной игрой: рассказать, какая случилась неприятность в течение дня/недели, и в чем ее плюсы/опыт. Для некоторых ситуаций это действительно очень-очень сложно и необходимо подключить всю семью для «мозгового штурма». И главная позитивная сторона в этом случае будет как раз в том, чтобы делать это ВМЕСТЕ.

 

Рекомендация № 3. 

Не знаю, как вы, а я в жизни и работе довольно часто сталкиваюсь с тем, что дети своими родителями НЕДОВОЛЬНЫ. Причем связано это, как правило, не с ситуациями насилия и дурного обращения (в таких случаях дети как раз редко высказывают негатив по отношению к своим мучителям). Чаще это темы «мало внимания», «родители принимают важные решения, не учитывая мое мнение», «мне не дают того, что я хочу» и т.д.

В итоге, фразы «мама – плохая», «я хочу других родителей», «отец меня вообще бесит» можно услышать от детей в возрасте от 3х лет и старше. Есть по этому поводу очень хороший мультипликационный фильм, по повести Нила Геймана «Коралина». Гейман вообще пишет, на мой взгляд, очень честно, но и очень жестко, так что мультфильм получился в жанре сказка-ужастик (возрастное ограничение 6+).

«Коралина в Стране Кошмаров», 2008 г.

https://www.kinopoisk.ru/film/49166/

О чем? Коралина с родителями переезжает в новое место, там ей многое не нравится, девочка недовольна и самим переездом, и своими родителями. И вот — она находит альтернативный мир, где мама и папа «хорошие», дают ей все, что она пожелает…но за все приходиться платить, и цена, которая ей предлагается в этом мире, страшно высока. И ей придется найти выход из этой ситуации, а заодно и спасти своих реальных родителей.

Что даст просмотр ребенку? На мой взгляд, этот мультфильм может «подкинуть» ребенку несколько важных идей:

родители не могу быть идеальными, они вынуждены решать проблемы реального мира, принимать непопулярные решения и иногда вести себя жестко (тут важно объяснить ребенку разницу между «жестко» и «жестоко», если он ее еще не понимает).

все в жизни имеет свою цену, и бывает так, что за что-то очень приятное приходиться чем-то жертвовать (начиная с совсем детской темы «съел десять конфет- заболел живот», заканчивая «головной болью» всех родителей подростков «хочу быть самостоятельным – будь добр тогда бери на себя какие-то обязанности»).

в любой ситуации неплохо «держать ушки на макушке» (включать «критическое мышление»), обращать внимание на то, что смущает и реагировать на это (задавать вопросы, обращаться за советом и т.д.).

И еще – история Коралины показывает, что, даже если совершил ошибку, ее можно исправить. Для этого нужно ее признать, набраться храбрости и очень постараться. Ведь если бы в конце истории (осторожно, спойлер :-)), Коралина погрязла бы в чувстве стыда и вины, ее родители наверняка погибли бы.

Что даст просмотр родителям? Отличный пример, который можно использовать при общении с ребенком на тему «плохие родители - хорошие родители». А если вы любитель фэнтези и остросюжетного кино,  то еще и удовольствие (лично я смотрела на одном дыхании, несмотря на то, что повесть читала раньше).

Что делать после просмотра? Во-первых, обязательно проговорить суть истории (чтобы она не осталась в памяти ребенка просто страшной сказкой). Затем – при желании – узнать у ребенка, а чем он недоволен в вашем поведении, чего он не понимает, насколько вы в его сознании приближаетесь к полюсам «хорошие родители – плохие родители». И третье – обсудить, как именно Коралина оказалась в такой сложной ситуации и с помощью чего смогла ее решить (желательно с параллельными примерами из вашей с ребенком жизни).

А какие фильмы вы считаете полезными для просмотра с детьми? Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в комментариях или личном сообщении мне.

Хорошего вам просмотра :-)

и берегите себя!

Анна Кузнецова